Работодателям

ПАМЯТКА ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЯ, ПЛАНИРУЮЩЕГО ПРИВЛЕЧЕНИЕ НА РАБОТУ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

Информация в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ
«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
(далее – ФЗ № 115-ФЗ) иностранные граждане и лица без гражданства
(далее – иностранные граждане) имеют право осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации на основании трудового договора (срочный, если есть основания, предусмотренные ст. 59 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), если таковые отсутствуют,
то работодатель обязан заключить договор на неограниченный период)
или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

В соответствии с п. 4 ст. 13 ФЗ № 115-ФЗ иностранным гражданам разрешается осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации при достижении совершеннолетия (18 лет).

В соответствии со ст. 2 ФЗ № 115-ФЗ иностранные граждане при нахождении (пребывании/проживании) на территории Российской Федерации делятся на III категории:

  1. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин.

  2. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин.

  3. Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин.

В соответствии с ФЗ № 115-ФЗ иностранным гражданам разрешается осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации при наличии одного из следующих документов для каждой из III категорий иностранных граждан:

  1. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин:

  1. Патент для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации (получение документа регулируется ст. 13.3 ФЗ
    № 115-ФЗ).

В соответствии со ст. 2 ФЗ № 115-ФЗ право получение патента имеет иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке,
не требующем получения визы. Работу по трудовому патенту мигрант может осуществлять как в штате юридического лица, так и по найму у физического лица.

  1. Разрешение на работу для осуществления трудовой деятельности
    на территории Российской Федерации (получение документа регулируется
    ст. 13 ФЗ № 115-ФЗ, приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23.01.2014 № 27н и
    от 28.05.2015 г. № 324н).
    В соответствии со ст. 2 ФЗ № 115-ФЗ право на получение разрешения на работу имеет иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы.

3. Разрешение на работу для высококвалифицированных работников
(далее – ВКС) (получение документа регламентируется ст. 13.2 ФЗ № 115-ФЗ).

  1. Свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем
    на территории Российской Федерации по существу (получение документа регулируется Федеральным законом от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах»
    (далее – ФЗ № 4528-1). В соответствии с п. 8 ст. 6 ФЗ № 4528-1 иностранный гражданин, получивший вышеуказанное свидетельство, имеет право
    на осуществление трудовой деятельности без получения дополнительных разрешительных документов.

  2. Свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации (получение документа регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 № 274). В соответствии
    с пп. 12 п. 4 ст. 13 ФЗ № 115-ФЗ иностранный гражданин, получивший временное убежище на территории Российской Федерации, имеет право на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации, без каких либо дополнительных разрешительных документов.

  3. Удостоверение беженца (получение документа регулируется
    ФЗ № 4528-1). В соответствии с п.
    9 ст. 8 ФЗ № 4528-1 и пп. 11 п. 4 ст. 13
    ФЗ № 115-ФЗ иностранный гражданин, признанный беженцем, имеет право
    на работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне
    с гражданами Российской Федерации без каких либо дополнительных разрешительных документов.

  4. Свидетельство участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (получение документа регулируется Указом Президента РФ от 14.09.2012 № 1289 «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих
    за рубежом» и Указом Президента РФ от 22.06.2006 № 637«О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом»). В соответствии с пп. 2 п. 4 ст. 13 ФЗ № 115-ФЗ для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации данной категории лиц – не требуется каких либо дополнительных разрешительных документов
    (в порядке информации:
    на территории Московской области программа не реализуется)
    .

  5. Временно пребывающие граждане государств Евразийского экономического союза (ЕАЭС):

А) граждане Республики Беларусь.

В соответствии с решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда
и предоставление других социально-трудовых гарантий» действующий на основе национального законодательства
порядок регулирования привлечения
и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации
в Республике Беларусь не применяется.

Б) граждане Республики Казахстан, Республики Армения, Кыргызской Республики.

В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе иностранные граждане вышеуказанных стран имеют право вступать в трудовые отношения в качестве работников по достижении ими возраста 18-ти лет
(ч. 3 ст. 327.1 ТК РФ) на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации.

Пункты 4, 5, и 6 в соответствии с ФЗ № 115-ФЗ, могут также входить
и в категорию
II, так как в соответствии с ФЗ № 4528-1 за получением данных документов могут обращаться любые иностранные граждане, кроме категории III и иностранные граждане, попадающие под действие п. 1 ст. 2 ФЗ № 4528-1.

Пункт 7 и 8 в соответствии с ФЗ № 115-ФЗ, может также входить
в категорию
II и III.

В соответствии с п. 4.2. ст. 13 ФЗ № 115-ФЗ временно пребывающий
в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации,
на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также
по профессии, не указанной в разрешении на работу.

В свою очередь работодатель не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии, не указанной
в разрешении на работу
(за исключением случаев предусмотренных приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 № 564н «Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)»).

На данную категорию иностранных граждан распространяется ежегодное постановление Правительства Российской Федерации «Об установлении допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в отдельных видах экономической деятельности на территории Российской Федерации, так как в соответствии
со ст. 2 ФЗ № 115-ФЗ иностранный работник
– это временно пребывающий
на территории Российской Федерации иностранный гражданин, осуществляющий трудовую деятельность в установленном порядке.

В соответствии с п. 2 ст. 13.2 ФЗ № 115-ФЗ вышеуказанное постановление Правительства не распространяется на ВКС, а также в соответствии с п. 2 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе на граждан ЕАЭС. Так же не распространяется на п. 4, 5 и 6 в случае отнесения к категории II и к п. 7 в случае отнесения к категории II и III.

  1. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин:

Разрешение на временное проживание (РВП) – отметка (штамп) в паспорте гражданской принадлежности о получении разрешения на временное проживание в Российской Федерации (получение документа регулируется ст. 6 ФЗ № 115-ФЗ). В соответствии пп. 1 п. 4 ст. 13 ФЗ № 115-ФЗ иностранный гражданин, получивший РВП на территории Российской Федерации, имеет право
на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации без каких либо дополнительных разрешительных документов.

В соответствии с п. 5 ст. 13 ФЗ № 115-ФЗ временно проживающим иностранным гражданам разрешено работать лишь в пределах того субъекта Российской Федерации, на территории которого им разрешено временное проживание (за исключением случаев предусмотренных приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 № 564н «Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)»).

III. Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин:

Вид на жительство (получение документа регулируется ст. 8 ФЗ № 115-ФЗ). В соответствии пп. 1 п. 4 ст. 13 ФЗ № 115-ФЗ иностранный гражданин, получивший вид на жительство в Российской Федерации, имеет право
на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации без каких либо дополнительных разрешительных документов.

В соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации иностранный гражданин, имеющий вид на жительство в Российской Федерации, имеет право по собственному желанию изменять место своего проживания,
а значит осуществлять трудовую деятельность за пределами того региона Российской Федерации, где он получил вид на жительство.

Информация работодателям о приеме на работу иностранных граждан

Прием на работу иностранных граждан регулируется главой 50.1 ТК РФ.

При приеме на работу иностранного гражданина и оформления трудового договора в соответствии со ст. 65 ТК РФ следует истребовать следующие документы:

— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (разрешение на временное проживание, вид на жительство и иные);

— миграционная карта, виза, разрешение на работу, патент либо иной документ подтверждающий законное пребывание иностранного гражданина на территории Российской Федерации (для временно пребывающих иностранцев);

— трудовая книжка, если нет, то работодатель обязан ее завести;

— страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.
(если это первое место работы у иностранного гражданина, то работодатель, должен оформить страховое свидетельство);

— договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории Российской Федерации (для временно пребывающих иностранцев). Этот документ не нужен, если работодатель заключил с медицинской организацией договор о предоставлении работнику-иностранцу платных медицинских услуг;

— документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

Для договора гражданско-правового характера запрашиваются те же самые документы, кроме трудовой книжки.

Так же наряду с представленными документами, предусмотренными ст. 65 ТК РФ, иностранному гражданину необходимо, представить документы, предусмотренные ст. 327.3 ТК РФ.

В соответствии с п. 8 ст. 13 ФЗ № 115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

При приеме на работу иностранного гражданина следует учитывать Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2002 № 755
«Об утверждении перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу», в соответствии с которым определен список организаций, в которых запрещено осуществлять трудовую деятельность любой категории иностранных граждан.

 

Уважаемые работодатели!

В связи с планируемым внесением изменений в отдельные положения пенсионного законодательства и во исполнение пункта 3 раздела III Протокола заседания Правительства Российской Федерации от 14 июня 2018 года № 16 по вопросу соблюдения предусмотренного трудовым законодательством запрета на ограничение трудовых прав и свобод граждан в зависимости от возраста, просим Вас принимать взвешенные решения при отказе в приеме на работу и расторжении трудовых отношений с гражданами предпенсионного возраста.

Доводим до Вашего сведения, что данные о работающих в организациях гражданах предпенсионного возраста (мужчин 1959 г.р., женщин 1964 г.р.), не являющихся пенсионерами, систематизированы ИФНС Московской области и взяты на контроль Министерством социального развития Московской области.

В связи с вышеизложенным необходимо сообщить о численности работников предпенсионного возраста (мужчин 1959 г.р., женщин 1964 г.р.), работающих в организации, а также в случае изменений (намерений) в трудовых отношениях с работниками данной категории уведомить ГКУ МО Рузский центр занятости населения любым удобным для Вас способом:

— по почте:143100, Московская область, г. Руза, пл. Партизан, д. 10. ГКУ МО Рузский ЦЗН;

— по электронной почте: ruza.czn@mosreg.ru

— по телефону:8(49627) 23-508

Форма отчета

Высвобождение работников

При принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров с работниками работодатели обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости населения:

  • работодатель-организация – не позднее, чем за 2 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий;
  • работодатель-индивидуальный предприниматель – не позднее, чем за 2 недели до начала проведения соответствующих мероприятий.

В случае если решение о высвобождении работников организации может привести к массовому увольнению работников, — информация должна быть передана в органы службы занятости не позднее, чем за 3 месяца до начала соответствующих мероприятий.

При введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также при приостановке производства работодатели обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости в течение 3-х рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий.

Бланк:

Сведения о высвобождении форма3-1 Сведения о неполной занятости

 

УВАЖАЕМЫЕ РАБОТОДАТЕЛИ

У вас появилась вакансия? Вы открываете новое предприятие и вам нужны квалифицированные работники? Вы хотите на время отпуска кем-то заменить отсутствующего специалиста? Добро пожаловать в службу занятости! Специалисты Центра занятости населения проведут для вас бесплатно целенаправленный отбор кандидатов на имеющиеся вакансии, учитывая ваши требования к уровню образования, возрасту, стажу и опыту работы, личным качествам соискателя.